Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Отсюда и название — от англ. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании , возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней. Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк Сам он называл себя не бихевиористом, а"коннексионистом" от англ. Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Марцинковская Т. История детской психологии

Это направление психологии возникло в начале нынешнего века в США; основателем его считается Джон Уотсон. Своим теоретиком бихевиористы считают также И. Основные положения бихевиоризма таковы.

Бихевиоризм Уотсона Необихевиоризм Скиннера Ошибки бихевиоризма Бихевиористы считали, что такие понятия, как «осознание», . хотя оно на самом деле таким не является, так как «уважение» основано на страхе.

Уотсон — автор манифеста новой психологии Джон Бродес Уотсон родился в небольшом городке в Южной Калифорнии в в семье с непростыми отношениями. Мать мальчика была фанатично религиозной, отец, напротив, вел разгульную жизнь. Мальчик был привязан к отцу и тяжело перенес его уход из семьи: Взрывной, импульсивный и активный подросток чуть было не загубил свою жизнь, участвуя в драках и развлекаясь с огнестрельным оружием.

Однако в какой-то момент он дает матери обещание стать священником и получает диплом магистра в Университете Фурмана Гринвилл. Продолжить образование Уотсон решает в Чикагском университете на философском факультете под руководством знаменитого Джона Дьюи. Но вскоре понимает, что философия его не заинтересовала и переключается на изучение физиологии и психологии. В 25 лет Уотсон защищает диссертацию, по материалам которой была издана первая современная книга по поведению крыс.

Новое учение Уотсона вызывает бурные споры, но стремительно приобретает популярность. В году Уотсона избирают президентом Американской психологической ассоциации.

Гуманитарные науки Психология Джон Б. Бихевиоризм Ввиду новизны предмета и большого интереса, возбужденного им среди современных представителей науки, в том числе и марксистов, Редакция БСЭ обратилась к одному из создателей бихевиоризма, проф. Уотсоном специально для БСЭ статья дает общее освещение задач и содержания бихевиоризма и печатается здесь в неизмененном виде. Однако Редакция считает своим долгом сказать, что, несмотря на выдержанную чисто материалистическую точку зрения Уотсона, этот материализм не носит диалектического характера.

Бихевиоризм как направление в психологии появился в XX веке. Уотсон полагал, что все эмоциональные состояния личности (страх, тревога, .

Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших. Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности.

Он призывал наблюдать за человеком, точно так же, как за любым предметом исследования естественных наук. Уотсон отрицал значимость изучения сознания, ощущений, эмоций пациента, потому что считал их недостаточно объективными и пережитками философского влияния. Ученый стал в своем роде первооткрывателем науки только из-за того, что озвучил идею, которая активно обсуждалась в научных кругах.

Огромное влияние на становление теории сыграло учение о рефлексе И. За время обучения в университете Джон Уотсон посвятил много времени наблюдению за поведением животных. В своей статье о бихевиоризме он раскритиковал популярный в то время метод интроспективного анализа самоанализ без дополнительных методов исследования. Его целью было умение предсказывать поведение человека и направлять его.

Это вытекает из учения о рефлексах как ответа на внешний или внутренний раздражающий фактор. По мнению ученого любая поведенческая реакция может быть предугадана, если врачу известны стимул и реакция пациента на него. Реакция научного мира Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения.

Бихевиоризм - это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители

Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчинённое этим воздействиям. Во второй половине го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией , которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Основным из них явилось отсутствие объективных измерений и как следствие разрозненность получаемых данных.

Автор: Фромм Эрих, Бихевиоризм и агрессия - Анатомия человеческой То, что в определение понятия агрессии совершенно не вошел такой элемент, как И даже если он, отец-садист, никогда не бил своего ребенка из страха .

Торндайк сосредоточился на разработке экспериментальной части нового направления, в то время как Д, Уотсон — на создании методологических, теоретических ос нов бихевиоризма. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на вне шние и внутренние стимулы. При этом именно поведение ста новилось предметом психологии, получившей отсюда и новое название — поведение.

Такое изменение предмета исследования было связано с общим стремлением ученых сде лать психологию объективной наукой. Это стремление отве чало духу времени и стало причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Анализируя развитие психологической науки, Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не существует.

Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть задачи психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объективной и экспериментальной наукой, не имея объек тивного метода исследования своего основного предмета. По мне нию Уотсона, необходимо пересмотреть этот предмет, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и одновременно доступен объективному наблюдению и исследова нию. В качестве такого предмета он выбрал поведение, которое, как доказали в своих работах Г.

Сеченов, являет ся такой же составляющей психики, как и сознание. Следуя этим теориям, Уотсон доказывал, что поведение представляет собой единственный объект, доступный изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения. Таким образом, те теории, которые способствовали выделению детской психологии в самостоятель ную область психологической науки, повлияли и на выделение нового направления в психологии Неудивительно поэтому, что изучение развития поведения, которое отождествлялось с развити ем психики как таковой, стало в центре внимания новой школы.

Развитие поведения, в основе которого лежит формирование новых связей между стимулами и реакциями, происходит в про цессе жизни ребенка под влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет сре да. При этом из всех возможных реакций отбираются и закреп ляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособ лению к среде, то есть адаптация в этой школе, как и в психоанализе, считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребенка.

/ Бихевиоризм

Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Отсюда и название - от англ, - поведение. Поскольку же тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании , возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Его стали называть"психологией без психики". Истинный смысл событий, связанных с генезисом и стремительным развитием бихевиористского движения был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

Во время появления бихевиоризма под психологией понималась наука о сознании.

Понятие теории З. Фрейда. Одна из двух основ конфликт не переносится на сферу телесного, а остается в сознании в виде страха.

Поведенческая психология, в основании которой лежит бихевиоризм, является одним из самых значительных направлений практической психологии. В году окончил Чикагский университет. В возглавил лабораторию, а затем кафедру по психологии университета в Балтиморе. В году, в возрасте 42 лет, его активная карьера в качестве учёного завершилась. В местной газете была опубликована, перехваченная его первой женой, часть любовной переписки Уотсона с аспиранткой Розалией Рейнер.

Джон Уотсон переезжает в Нью-Йорк для работы в рекламной индустрии. Выступает по радио, публикует работы по поведенческой психологии в журналах для женщин, используя все имеющиеся возможности для продвижения своих идей.

Классический бихевиоризм

Как и психоанализ, бихевиоризм противостоял тем аспектам ас-социанизма, которые связаны с представлениями о сознании как предмете психологии, однако основания для противостояния были совершенно иные. Бихевиоризм складывался как научно-исследовательское направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Что же может быть, с точки зрения бихевиористов, предметом изучения?

Он провозгласил следующие задачи бихевиоризма: Укажем, что на формирование идей бихевиоризма сильное влияние оказала русская физиология, в частности работы В.

В классическом бихевиоризме схема «стимул — реакция» (S — R) Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребенка может возникать реакция страха на новый стимул. Основные понятия.

ГоловинОнтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. С позиций отечественной психологии, основное содержание онтогенеза составляет деятельность предметная и общение ребенка, прежде всего - деятельность совместная, общение со взрослыми. В ходе интериоризации ребенок"вращивает","присваивает" социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на базе чего формируется его сознание и личность.

Общим для отечественной психологии является и понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, идущих в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества. Оксфордский толковый словарь по психологииОнтогенез - как видно из корней слова, происхождение и, в более широком смысле: Развитие, что обычно предпочтительнее использовать при обсуждении детской психологии.

Данные об экспериментальном формировании поведенческих реакций были использованы психологами-бихевиористами. Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды. Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения реакции: Постепенно над этими инстинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения.

Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наилучшей адаптации к условиям жизни.