Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью Шкуратова И. Ростов-на-Дону, Фолиант, , с. Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно. В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране.

Исследовательская работа:"страхи в подростковом возрасте"

Проблема страха в психологической науке….. Страх и причины его возникновения ………………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование.

Цель исследования: изучение особенностей проявления страхов в подростковом возрасте. Объект исследования: страхи подростков.

Демокрит Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей ХХ столетия, то проблемы тревожности и порожденные ею трудности наверняка займут одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все больше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомцами. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше, чем раньше. В этом виноват и сумасшедший темп жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц, мелькающий перед глазами любого, кто пройдется или проедется по городским улицам, посмотрит телевизор и прочее и прочее.

Наши дети, естественно, делят с нами все эти трудности. Особенно, если учесть, что со второй половины х годов в России произошли политические и социально-экономические изменения, приведшие к кризису. Время, особенно кризисное, существенно влияет на психические особенности людей. Существует обширная литература, раскрывающая влияние социально-экономических условий в стране на жизнь подростков и юношей. Весь материал этих публикаций свидетельствует, а точнее, кричит о том, что жизнь подростков стала совершенно иной по сравнению с жизнью подростков докризисного периода, причем по самым различным показателям условия обучения в школе, материальная база семьи, возможность продолжения учебы после школы, возможность реализовать мечту, быть здоровым и т.

Данных же о том, каковы психические особенности подростков кризисного времени явно не достаточно для оказания им психологической помощи. Дефицит этой информации связан и с конкретным временем, и с конкретным местом жизни подростков.

Возрастные особенности детских страхов

Гендерные различия тревожности в подростковом возрасте Курсовая работа: Гендерные различия тревожности в подростковом возрасте Введение Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Её изучением занимались такие психологи как Прихожан А. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, к трудностям в общении. Эмоциональное благополучие подрастающего поколения — один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей.

Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности.

Исследование подростковых страхов Чаще всего они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др. К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся: Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

Постоянная критика и сравнение с другими детьми не в пользу ребенка вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал.

Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте

У девочек этот период начинается несколько раньше и встречается чаще. Нередко такие социальные страхи подкрепляются поведением взрослых. Например, когда родители или учителя ставят ребенка в слишком жесткие рамки, требуя абсолютной дисциплины и выполнения заданий на идеальном уровне. В итоге это может привести к паническому страху перед участием матери в выполнении домашнего задания, ответа у доски и т. Перегибая палку в учебе, вы рискуете получить застенчивого, неуверенного в себе и ни к чему не стремящегося человека.

Существуют различные взгляды на кризис в подростковом возрасте. человека любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Эти явления вызывают в сознании подростков различные страхи, что в свою подход Шарлоты Бюлер к исследованию кризиса в подростковом возрасте .

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Следовательно, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой основой является страх. Существует расширение названия детских страхов, которые могут носить, как правило, конкретный характер. Чаще все в два года, дети боятся посещения врача, а примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается.

Потом могут прийти символические страхи, как страх темноты и одиночества. В 6—7 лет может появиться страх своей смерти, а в 7—8 лет — страх смерти родителей. С одной стороны наличие страхов у ребенка является нормой. В этом случае тревожность, может проявляться, как индивидуальная психологическая особенность и склонность человека к частым интенсивным переживаниям, а значит к состояниям тревоги, в низком пороге его возникновения.

В этом случае, учитывают особенности личности, как темперамент и слабость нервной системы. В дошкольном возрасте более тревожными, являются мальчики. Однако, тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, а к 9—11 годам — соотношение становиться равномерным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек, которая по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: Например, раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками, можно было наблюдать в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов волнуют их взаимоотношения с другими людьми и в частности с одноклассниками.

страхи детей от 0 до 16 лет

Количественная и качественная обработка результатов. Понятие страх в психолого-педагогической литературе. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное эмоционально заострённое , отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [18, .

Методы и методики исследования особенностей переживания юношеском возрасте деформируют социальную жизнь личности и оказывают . с разным уровнем выраженности проявления страха, на этапах формирования и . внимание на возникновение страха и тревоги в детском и подростковом.

Для детей с высоким уровнем страха характерно то, что они не боятся мамы и папы и у них отсутствует такой страх, как страх перед засыпанием. Также практически у всех детей с таким уровнем страха кроме троих: Только у одного ребенка Кирилла Ш. У детей со средним показателем отсутствуют такие страхи как: Детям с низким показателем характерен такой страх как страх темноты кроме двух детей: Трое из десяти детей не боятся сказочных персонажей в отличие от других детей с низким уровнем страха.

Меньше всего страхов у Саши Д. У него присутствуют такие страхи как: Также можно отметить, что при проективной методике он отказался рисовать страхи, так как, по его словам, у него их нет. Эта методика позволила определить тех персонажей, которые вызывают страх у данных детей. В рисунках некоторые дети изобразили несколько объектов страха.

Таким образом, было изображено 29 различных объектов страха, на одном из рисунков не изображен объект страха.

Изучение страхов у подростков с акцентуациями характера

Из соединения фундаментальных эмоций возникает комплексное, эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес — возбуждение. Так что — же такое тревожность? Разные авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию. Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

Эмпирическими методами исследования являлись модифицированная В подростковом возрасте в большей мере проявляются социальные страхи.

Приложения Введение В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуя особенностями"Я-концепции", отношение к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти"возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные"возрастные пики тревожности" тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей подросткового школьного возраста.

Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена зависимость между тревожностью и неудовлетворенностью статусным местом в группе сверстников детей подросткового школьного возраста. Была сделана попытка создания системы коррекционно-развивающих занятий, включенных в систему общеобразовательных уроков, способствующих снижению тревожности в поведении детей подросткового школьного возраста.

Целью работы является исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса.

Особенности проявления тревожности у учащихся подросткового возраста

Проблема страха в психологической науке….. Страх и причины его возникновения ……………… ВВЕДЕНИЕ Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которыемогут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. Несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

Астрахани проведено исследование специфики проявления социальных В состав выборки вошли 75 испытуемых: 36 юношей, 39 девушек в возрасте от 13 до содержание, вкладываемое подростками в обозначенные страхи.

Исследование объективно-психологических проявлений страха и тревоги младших подростков Введение к работе Актуальность исследования. В современной психологической науке проблема страха является одной из наиболее актуальных. Изменившиеся социально-экономические и политические условия в стране привели к смене ценностных ориентации, потере нравственных ориентиров, к росту преступности, к неопределенности и непредсказуемости будущего, к возникновению психологического дискомфорта.

Многие исследователи отмечают значительный рост уровня тревоги и страхов в последнее десятилетие А. Особую актуальность эти проблемы приобретают в младшем подростковом возрасте. Это связано с изменением социальной ситуации развития подростка, с появлением нового ведущего вида деятельности, с началом интенсивного становления личности Л. Фельдштейн, , и др. Однако работ, посвященных проблемам страхов в младшем подростковом возрасте, явно недостаточно.

Исследования страхов в младшем подростковом возрасте, их личностной детерминации носят единичный фрагментарный характер . Изучение проблемы страхов сопряжено с определенными трудностями. Это определяется, с одной стороны, специфическим и порой неоднозначным содержанием, которое вкладывают многие исследователи в это понятие, а с другой стороны, узкофункциональным рассмотрением причин его возникновения. Изучение детерминации страхов целостной развивающейся личностью еще не было предметом специального психологического анализа.

Таким образом, актуальность темы диктуется недостатками рассмотрения проблемы механизма возникновения страхов, особенностей его функционирования в младшем подростковом возрасте.

Подростковый переходный возраст