Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности. Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное. Потому оно и разрабатывалось, исходя из эстетического восприятия явлений природы у Э. Так, английский эстетик Берк полагал, что возвышенное в природе, предстающее перед человеком в виде больших пространств, высоких гор, шумящих водопадов, грохотания грома, Глава 11 завывания бурь, темноты и мрака действуют на человека устрашающе и порождают в нем чувство страха и стремление к самосохранению. Человек и боится этих представляющихся ему грандиозными явлений, и может испытывать эстетическое удовольствие и огромное волнение, переживание от созерцания их чрезмерности, то есть количественной и силовой несопоставимости с человеком. Чернышевский тоже представлял эстетическое возвышенное в сопоставлении с человеческими силами и возможностями и с человеческими способностями противостоять чрезмерным силам природы, а затем и безмерным социальным силам. Эта безмерность, или несоразмерность с человеком, обнаруживается воспринимающим явления природы в сопоставлении с человеческим эстетическим идеалом. Таким образом, эстетическое восприятие возвышенного будоражит человеческие силы, порождает в нем желание померяться своими силами физическими, чувственными, интеллектуальными и преодолеть страх, получая при этом и восторг от созерцания чего-то грандиозного и от способности противостояния, и возможности выйти из него победителем природной или социальной стихии.

Возвышенное и низменное

Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Возвышенные события требуют ярких, пафосных художественных средств, яркости образов и интенсивности воздействия на читателя. Ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу освоены, поэтому по отношению к ним человек несвободен. Прекрасное — сфера свободы, возвышенное — сфера несвободы человека.

подражать природе в совершенной степени и каковы «техники» этого подражания. (три же остальных источника «приобретаются в учении» и . Таким образом и также впервые негативные переживания – страх и боль Чувство возвышенного строится, таким образом, на игре противоположностей.

Античность[ править править вики-текст ] В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны. Для Псевдо-Лонгина Возвышенное это прилагательное, которое описывает величественную, благородную мысль или язык, особенно в контексте риторики. Таким образом, Возвышенное внушает трепет и благоговение, с присущей ему силой.

Трактат Псевдо-Лонгина примечателен своими ссылками не только в на античных авторов, таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия. Этот трактат был вновь открыт в веке, и его последующее влияние на эстетику как правило связывают с переводом на французский Николя Буало-Депрео в году. Все три англичанина в течение нескольких лет путешествовали в Альпах и комментировали в своих трудах ужас и гармонию этого опыта, показывающего разнообразие эстетических качеств.

Джон Деннис был первым, кто в году опубликовал в журнале англ. Шефтсбери совершил путешествие за два года до Денниса, но опубликовал свои комментарии только в году в работе . Его комментарии также отражают эту амбивалентность, удовольствие и ужас, но его концепция Возвышенного по отношению к Красоте была не такая резкая, как у Джона Денниса, который превратил её в новую форму литературной критики.

Энтони Эшли Купер обращает внимания в своих сочинениях больше на страх бесконечности пространства, где Возвышенное не является эстетическим качеством, в отличие от Красоты, но качеством более грандиозным и имеющим большее значение, чем Красота. Джозеф Аддисон приступил к своему большому путешествию в году и писал в своих заметках к путешествиям по некоторым частям Италии, что Альпы наполняют разум приятным видом ужаса. Значимость его концепции Возвышенного в том, что три вида удовольствия, которые он идентифицировал:

История философии

Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в истории эстетической мысли. Трактат Цецилия не дошел до нас. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: Эпоха Средневековья Эпоха Средневековьясвязывала возвышенное с Богом. Характерно доказательство Ансельмом Кентерберийским существования Бога.

Чтобы умиление стало личным чувством, чтобы повествователь получил право не только переживание страха и сострадания, но и переживание милости. исключительное по отношению к самому ходу природы. что регулярность и чувство возвышенного связаны не напрямую, а через.

Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве 1. Прекрасное и безобразное Всякая наука пользуется понятиями, то есть логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой науке и в естествознании и обществоведении имеется своя специфическая система понятий, отражающая те или иные законы действительности. Помимо отражательной функции система понятий позволяет упорядочивать имеющийся научный опыт и, вместе с тем, объяснить явления посредством знания законов.

В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями. В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: Рассмотрим каждую из пар этих категорий. Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью.

В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цвето-световых отношениях, характеризующая внешний облик явлений и т. Эти конкретно-чувственные проявления прекрасного можно было бы продолжать до бесконечности, так как они относятся к эмпирическим объектам.

Возвышенное и его место в системе эстетических категорий

В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного—у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи—высокий, величественный, строгий. Эти идеи подытожил в сер. Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою.

Эстетическое сознание в византийско-православном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории, как образ, икона, символ, знак, выполняющие прежде всего анагогическую возводительную , т. Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного.

о возвышенном и прекрасном, г. щей природе: «Неприятное чувство шевельну- лось во мне Источник страха исчез, и «стала тишина мерт-.

Как и где зарождается страх? Что происходит с нашей психикой, когда мы чего-либо боимся? Если у вас есть какой-то страх, то задайте себе магический вопрос: Как я узнаю о своём страхе? Обычно звучат следующие ответы: Практически все люди начинают описывать свои ощущения. Причём у всех они разные. Но на каком основании они называют все эти чувства страхом? Может быть, это и не страх вовсе? Задайте себе следующие магические вопросы, которые прояснят ситуацию: Кто или что меня пугает?

Учебник/Ю. Б. Борев-М,: Высш шк., 2002. 511с

Динамически возвышенное Динамически возвышенное есть, по Канту, эстетическое суждение, в котором природа рассматривается как сила, но как сила, не действующая на нас насильственным образом Согласно Канту, бывают ситуации, когда мы созерцаем силы природы, угрожающие нам и без- мерно превосходящие нашу способность сопротивления. Если опасность при этом реальна и если мы сознаем свое полное бессилие и ничтожество своей способности сопротивления, то чувство, порождаемое подобной ситуацией, есть чувство страха.

В таком чувстве нет ничего эстетического. Но если, созерцая перед собой эти грозные, разрушительные и гибельные силы, мы сами находимся в безопасности, то в нас возникает не чувство страха, а чувство особого рода. Здесь созерцание этих явлений поднимает наши силы над обычным уровнем, в своей собственной душе мы находим перевес силы над природой.

Исследование вопроса: предшествует ли в суждении вкуса чувство О модальности суждения о возвышенном в природе .. которое имеет свой источник только в рефлектирующей способности суждения. Ибо Однако можно считать предмет страшным, не испытывая страха перед ним, если мы судим.

Другие эстетические категориит 1. Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в истории эстетической мысли. Возвышенное первоначально было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. Принципы ораторского искусства, выдвигавшиеся Цецилием, были распространены на литературу.

Трактат Цецилия не дошел до нас. Судить о нем можно лишь по сохранившимся фрагментам и замечаниям в сочинениях других ученых. Долгое время его приписывали Лонгину, однако, как теперь доказано, он не мог ему принадлежать. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином. Все лучшее в литературе он относит к сфере возвышенного. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: По Псевдо-Лонгину, возвышенное далеко от мирской суеты, мелочного тщеславия, богатства, почестей, славы, неограниченной власти — от всего что прельщает людей внешним блеском.

Возвышенное

В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного — у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи — высокий, величественный, строгий. Эти идеи подытожил в сер.

Ключевые слова: Страх, Тревога, Антропология, Социальные чувства, есть источник «извращения мысли», рождающего многообразные страсти и душевную . П.А. Гольбах призывал не жаловаться на суровость законов природы, и эти предметы мы охотно называем возвышенными, потому что они.

Античность В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны. Для Псевдо-Лонгина Возвышенное это прилагательное, которое описывает величественную, благородную мысль или язык, особенно в контексте риторики. Таким образом, Возвышенное внушает трепет и благоговение, с присущей ему силой.

Трактат Псевдо-Лонгина примечателен своими ссылками не только в на античных авторов, таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия. Этот трактат был вновь открыт в веке, и его последующее влияние на эстетику как правило связывают с переводом на французский Николя Буало-Депрео в году. Все три англичанина в течение нескольких лет путешествовали в Альпах и комментировали в своих трудах ужас и гармонию этого опыта, показывающего разнообразие эстетических качеств.

Джон Деннис был первым, кто в году опубликовал в журнале англ.

ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ

Оно называется властью, если преодолевает сопротивление того, что и само обладает могуществом. Природа, рассматриваемая в эстетическом суждении как могущество, не имеющее над нами власти, динамически возвышенна. Для того чтобы мы считали природу динамически возвышенной, ее следует представлять себе как возбуждающую страх хотя не каждый предмет, возбуждающий страх, признается нашим эстетическим суждением возвышенным.

Прекрасная природа преимущественно обладает этим свойством, и оттого о воле, но не о частном, индивидуальном волении, каковы страх или желание чего-то, с этой противоположностью, солнце является одновременно источником света, В этом контрасте и заключается чувство возвышенного.

Найти Возвышенное Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Поэтому Возвышенное зачастую сопряжено с чувством недоступности, необъятности.

Различие между Возвышенным и Красотой является, по-видимому, западной проблемой, восточная философия, в частности китайская философия, не знает подобного различения. Содержание Античность В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль.

Возвышенный стиль используется в античной риторике в рамках так называемого" Учения о трёх стилях" . Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны.

Природа страха. Марина Весна